Никогда не думал, что скажу это, но, кажется, Bluetooth больше не то безнадёжное говно, каким мы знали его раньше. Точнее, конечно, он продолжает быть говном бай дизайн, но китайские учёные научились делать для говна красивые обёртки. Теперь можно пользоваться чем-то, у чего внутри Bluetooth, и не испытывать жгучей жопной боли, как раньше. Я даже не про весь блютус, про весь я не в курсе. Но в области звука без проводов жизнь явно налаживается.
Почему я позволяю себе такие смелые заявления, спросит пытливый читатель, один из двух, читавших предыдущую статейку, в которой я плакал по уходящему в закат джеку 3.5 мм.
Подмога пришла откуда не ждали. Пока сони с самсунгом соревновались друг с другом кто переизобретёт AirPods лучше, чем Apple, китайские кустари выдумали новый класс устройств. Ну как новый. Скорее, допилили старый до состояния “можно пользоваться средним умам“.
Всё то время, пока подавляющее большинство леммингов пользовалось айфоном как плеером и в ус не дуло, некоторое исчезающе малое количество уникальных снежинок, которым айфонный звук резал ухо, подпитывало рынок удивительных устройств, известных как “портативные усилители”. Я обнаружил их случайно, как Обручев подземных динозавров. Как говорила Раневская, ура в жопе дыра.
В общем, продаются такие штуки размером побольше пачки сигарет, которые по задумке должны выправлять то непоправимое, что наделал Стив Джобс. То есть, как минимум правильно усиливать, желательно цифро-аналогово преобразовывать и в исключительных случаях, как жест отчаяния, принимать звук по Bluetooth. Хотя хаха, ну подумайте сами, кто будет слушать этот беспроводной пердеж из отдельного карманного усилителя через аудиофильские наушники с балансным проводом из бескислородного серебра стоимостью больше собственно айфона.
Особенно смешно, кстати, что к некоторым даже в комплекте прилагаются специальные резиночки, чтоб хай-фай бутерброд из айфона и усилителя не разваливался в кармане пухана.
То есть понимаете, все это время, пока Apple издевался над нами, эти парни уже сразу любили трудности. Не могу представить, насколько надо обожать свой айфон и ненавидеть звук, который он издает, чтоб потратить больше пятисот долларов на такой кирпич, даже если он выпилен из цельного куска авиационного алюминия.
Однако, боженька хранит всех страждущих владельцев айфонов моложе шестого, которые вместе со мной воспринимают AirPods как плохую замену овсу.
Тут ведь какая штука. Я почему раньше такой злой был? Потому что производители Bluetooth-наушников в своём стремлении нажиться на чужом горе резонно считали, что одного квалкомовского SoC, который и приемник, и ЦАП, и усилитель, вполне достаточно, чтоб отличить одну песенку Тейлор Свифт от другой. Они и сейчас так считают, а подобрел я потому, что китайские бизнесмены мыслят аут-оф-зе бокс, евпочя.
В общем, выяснилось, что если от того самого квалкомовского чипа оставить только радиоприемник, а ЦАП и усилитель припаять поприличнее, то окажется, ребята, что Bluetooth-то тут и ни при чем. То есть буквально те же кодеки, те же источники, блютус всё такое же говно, а звук! Звук получается как плотник супротив столяра. Как арабика против робусты. Как котик против щеночка. Ну то есть на мой субъективный вкус бесконечно лучше, чем из любых беспроводных наушников, что можно купить в категориях от “приемлемо” до “бесстыдно дорого”.
Сумрачному китайскому гению оставалось сделать один шаг и выкинуть нафиг полкило фрезерованного алюминия. То, что получилось, стоит меньше ста долларов, весит меньше тридцати грамм, работает десять часов и звучит как ангельское пение. И таких устройств уже больше одного, можно сразу купить и прицепить на галстук.
Лично я попробовал пока только девайсы двух производителей: довольно популярной в узких кругах китайской фирмы FiiO и никому (ну то есть мне) не известных корейцев Radsone Inc. Первые уже отстрелялись тремя версиями: BTR-1, μBTR и BTR-3, вторые пока мусолят одну EarStudio 100. И я готов сказать, что все они прекрасны, даже учитывая тот прискорбный факт, что за это высказывание я не получу ни пфеннинга от соответствующих производителей.
Если будете выбирать, имейте в виду, что у FiiO более напористый и яркий звук и приятный металлический корпус, который не страшно уронить. Я слушал и ронял BTR1 и BTR3, и они оба мне понравились.
У ES100 наоборот, звук мягкий, теплый и темный. На нем самый злой индастриал звучит не страшнее группы Технология. Корпус сделан из тонюсенькой пластмассы, страшно надавить лишний раз. Зато всё остальное лучше, чем у братьев-бэтээров: программа-компаньон для iOS просто отличная, куча [ненужных] настроек, есть возможность обновлять прошивку и с винды, и с мака, в отличие от FiiO, у которого чудовищная виндовая поделка, прямиком из восьмидесятых. А еще у FiiO звук включения-выключения как из задницы, а у ES100 приятный трунь. И еще у ES есть дополнительный балансный выход для наушников 2.5 мм, но я драматического, да что уж там, вообще никакого различия в звуке по сравнению с 3.5 не заметил.
А, чуть не забыл, еще у ES зарядка более практичная микро-USB, а не с USB Type-C, как у FiiO, что по-своему прогрессивно, но утомительно в плане поиска альтернативы штатному шнурку.
В остальном паритет. Звук у всех троих просто отличный. При наличии приличных проводных наушников, само собой. И BTR-ы, и ES умеют регулировать уровень звука на устройстве отдельно от источника. Не будет больше этой идиотской проблемы айфона, когда давишь качельку громкости, и вот еще только деление назад было слишком тихо, а тут — раз — и кровь из ушей. Старшенький FiiO и ES, оба умеют подключаться к компу как внешний ЦАП, и это прямо находка для тех, у кого есть ноутбук и он не макбук при этом. Набор кодеков побольше у FiiO, но только у старшего, да и нормальному человеку это должно быть до лампочки, потому что даже из самой тонкой блютузной струйки типа замшелого кодека SBC все вышеперечисленные устройства вытягивают изначальную задумку автора.
Есть нюанс. ES100 продается только на Амазоне и в Россиюшку не поставляется. Для многих, включая меня, это не приговор, но в то же время китайцы есть в свободной легальной продаже, и самый дорогой стоит примерно 6.5К₽. Кажется, надо брать.
В общем, теперь остаются приятные хлопоты. Типа выбрать из бесконечного разнообразия [отвратительных или отвратительно дорогих] стриминговых сервисов один подходящий для всего этого ошеломительного качества. Потому что наивное техно из девяностых отлично звучало только на кассетном магнитофоне. Для нового, как говорят аудиофилы, звукового тракта придется подобрать контент посложнее.
Thank you!!1