Хаос начинает и выигрывает

Ну а потом у нас проект отобрали.

Не в самом прямом, конечно, смысле, но вкус победы был не торт. Я долго думал, как бы подать историю так, чтобы не обидеть кого-нибудь из фигурантов, но так и не придумал. Поэтому без подробностей, тем более, что диагноз хоть и типичный, но почему-то совершенно не очевидный для тех, кто у нас альтернатива хаосу.

Наши коллеги из специального конкурирующего подразделения давно отучили всех от чудес. Поэтому до тех пор, пока никто не верил, что оно у нас вообще взлетит, можно было работать в своё удовольствие. Ну заходил время от времени поглумиться начальник тех самых конкурирующих. Ну развлекали нас Scrum’ом, который теперь в конторе объявлен рекомендованным процессом разработки, да и то как-то не настойчиво. Ну боссы понадавали советов, как правильно жить, повспоминали славное боевое прошлое, как они в детстве кодировали такое за один вечер, упомянули все положенные в контексте мемы: «OpenGL», «вычгеом», «оптимизировать», нувыпонели. OpenGL, кстати, пользуется просто бешеной популярностью. Каждому технически подкованному менеджеру достоверно известно, что, будучи применённым в проекте, OpenGL ускорит примерно всё. А если кто-то не хочет его прямо сразу применить, то он либо недостаточно технически подкован, либо саботажник. А скорее всего и то, и другое. До сих пор удивляюсь, как мы выдержали первый натиск и умудрились обойтись штатным айфоновским Quartz’ом. Сейчас, к слову, нам усиленно продают «вычгеом».

Спокойная жизнь закончилась где-то к лету, когда понятно стало, что всё получается даже лучше, чем ожидалось, и при этом выглядит пристойно. Всем немедленно захотелось поруководить маленьким ни к чему не обязывающим проектом. Всем — это буквально. Постепенно в рулёжку включилось максимальное количество уровней начальников, вплоть до одного из акционеров. Стало не продохнуть от управленческого внимания. Дождём посыпались ЦУ, настоятельные рекомендации, просьбы, приказы и советы. Реакция на всё требовалась настолько же срочная, насколько и необязательная. Каждый верхний по ранжиру начальник внимательно игнорировал существование как планов, так и низлежащих начальников, и капризно требовал какой-то своей киллер-фичи в нашей аппликации. Мы несемся в этом мутном потоке, и уже никто не знает, куда нас перекосожопит в следующий момент.

Я так понимаю, сыграло iPhone-mojo, конечно. Ну и общее подкорочное представление о мобильных проектах, как о «шелобушечных» (есть такой богатый термин у продажников, думаю, пояснять не надо). Настоящее дело — это чтоб как минимум шесть экранов, чтоб радар, трекбол, AIS и прочая. А то, что в карман помещается, несерьезное по умолчанию. Мало кто может что-нибудь дельное посоветовать программисту, который, скажем, кодирует прокладку маршрута для парохода. Зато каждый точно знает, как должна выглядеть программа для айфона.

Я абсолютно убеждён, что руководители, созданные возгонкой из программистов, в основной массе никуда не годятся. В нашем случае, к примеру, никто не пытается управлять чем-то ещё, кроме программирования. На проекте через год после начала нет ни единого тестера. Никто не озаботился ни рекламой, ни даже справкой для пользователя. Никого не волнует ассортимент того, что предполагается продавать. Никого не волнует качество конечного продукта, зато надпись на диалоге About надо согласовать обязательно как минимум с тремя директорами. Конечно, под фонарем искать приятнее и легче, но коллеги, пожалуйста, чуточку побольше рефлексии.

В итоге что мы имеем. Деморализованного менеджера проекта, пущенного по кругу начальством, который научился маскировать достижения, прятать фичи и затягивать сроки. Демотивированную команду, которой не доверяют сделать самостоятельно ни одного шага, и которой нет смысла завершать проект раньше дедлайна. Довольных менеджеров, которые в целом считают, что всё идёт отлично, только чо-то скорость разработки замедляется.

Да, разумеется, золотое зерно в этой куче тоже можно найти. Маки нам, к примеру, закупили по первому требованию, прямо сразу после робкой попытки посадить разработку на хакинтоши. И айфоны казенные волнуют некоторых нестойких коллег (хехе). Ну и в целом, конечно, пожить в сектантской Apple-шкуре было крайне интересно и поучительно. Объем того нового, с чем пришлось столкнуться за какие-то жалкие двенадцать месяцев, превысил мои уже пожилые когнитивные способности, и это крайне приятное переполнение. Хочется выйти на площадку и покурить с соседями.

Паноптикум наш, в общем-то, не выбивался бы из цеховых традиций, если б не одно «но», табуированное для любой конторы. Догадливый читатель пусть поразмышляет об этом после уроков. Скажу только, что некоторые граждане сейчас настойчиво крестят продукт «статусным», чтобы очевидно простить себе кое-какие, скажем так, стратегические просчёты. Однако, сдаётся мне, если игры в названия продолжатся в том же духе, конкуренты ещё спляшут на наших костях.

комментариев 9

  1. Читалвслух. Плакал. Вымойкумир.

    OpenGL мем покруче Cloud’а. Особенно в свете успехов наших ближайших коллег, у которых еще есть живые разработки и разработчики, а не два погонщика мамонта врачевателя МорякаTM. Опять же он отлично сочетается с мемом Кроссплатформ. Другое дело, что ни одного живого проекта ненавиндовс в наших степях я не видел (Небожители не в счет — это совсем другая контора).

    А почему ссылки в Твиттер не публикуешь? Шифруешься?

    • Шифруюсь? Хехе. Нет, чо-то не подумал, что в этом есть нужда. Ты ж не растерялся?
      Я изо всех сил, кстати, надеюсь, что у наших живых разработчиков все получится. Иначе довольно скоро все мы сможем мирно разойтись по домам.

  2. спасибо, поучительно. особо ценен пойнт о руководителях, созданных возгонкой из девелоперов. а руководители, созданные возгонкой из менеджеров, не думают о технических сторонах процесса. руководителей из инфоархитекторов пока не встречала (:

    • Ну мысль не нова, мне кажется. Но закон работает. У меня был мимолетный опыт руководства проектом, буквально из одного человека. Думаю, своего лично уровня некомпетентности я тогда достиг без особого напряжения. Повторять не хочется пока.

      А из созерцателей, мне кажется, всегда получаются созидатели так себе, так что инфоархам руководство не грозит. В лучшем случае штурман, но не капитан.

      • спасибо за ссылку. не нова, но у вас хорошо сформулировано. мне на позиции инфоарха регулярно приходится создавать концепт-арт приложений, так что не знаю насчет созерцания. а из всех известных мне инфоархов (5-10 человек) на моей памяти никто не рвался поруководить. по-моему, их/нас вполне устраивает роль див экспертов.

        • Нене, созерцатели эмм в хорошем смысле. Если сильно огрубить, то есть кто замечает и сравнивает, а есть кто решает и делает. Как правило, это разные люди. Один отвечает на вопрос «что», другой «как». Попытка культивировать эту шизофрению в одной голове по моему опыту почти стопроцентно провальна. Почти — потому что прорывы, конечно, случаются.

  3. Да, думаю ты совершенно прав. И, сдается мне, я точно знаю, отчего так пугающе кольцуется эта история. Но, скажем так, в кадровую политику я предпочитаю не лезть. Слишком тонкая для меня материя.

Добавить комментарий